Поиск по сайту:
Секрет-Сервис: системы видеонаблюдения, контроля доступа, электромагнитные замки, диспетчерская связь







phone(495) 221-06-54
Загородный дом
Квартира
Офис: Контроль доступа в офис
Склад
Парковка
Торговые площади
Производственные объекты
Банки
Объекты соц. Значения
 
Концепция безопасности
Дом
Гараж
Периметр
Видеодомофон для крупного коттеджа
Удаленный контроль температуры
Охрана и видеоконтроль
 
Оборудование
        Все оборудование
        Домофоны
        Оборудование для видеонаблюдения
        Замки , магнитные замки
        Доводчики для дверей и ворот
        Контроль доступа
        Автономный контроль доступа
        Сетевой контроль доступа
        Блоки питания
        Турникеты калитки ограждения
        Автомат. шлагбаумы CAME
        Охранная сигнализация
        Извещения по радиоканалу
        Связь
        Неразрушающий контроль
        Палатная сигнализация
        Световые табло
        Парковочная система CARD PARK
 
  установку оборудования
 
 
 
Видеонаблюдение
Видеонаблюдение.
Охранная сигнализация
Охранная сигнализация
Контроль доступа
Контроль доступа
Учет рабочего времени
Учет рабочего времени
Системы связи
Системы связи
Секрет-Сервис: системы контроля доступа / Статьи / Безопасность бизнеса / Кража персоналом в магазине

             ВРАГ В САМОМ СЕБЕ. КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ 
КРАЖИ ПЕРСОНАЛОМ МАГАЗИНА
 

      Ю. Кирсанов

                                                                                                  Best of security № 10, 2006
                                                                                         
     Каким бы прибыльным ни было предприятие торговли, потерь ему не избежать. Об «усушке» и «утруске» знают все. О кражах товара покупателями — даже говорят, хотя не всегда, а вот случаи хищения персоналом магазина, универсама или супермаркета предпочитают замалчивать. Кто же захочет выносить сор из избы? Да, тема действительно неприятная, если не сказать, скользкая. Однако действовать по принципу страуса — не значит решить проблему.
Чужой среди своих

     Удивительно, но персонал действительно является основной причиной потерь в магазине и при этом тот же персонал может быть основной причиной, останавливающей магазинных воров. Задача директора магазина совместно со службой безопасности — удержать персонал от соблазна воровства и направить их таланты в сторону его предотвращения.
     Кражи товара собственным персоналом в магазинах происходят довольно часто. Достаточно сказать, что сотрудники магазина наносят вдвое больший ущерб, чем покупатели. И это только по хищениям. Но сотрудники имеют еще и иные возможности нанесения вреда товару, например, несоблюдение режимов и сроков хранения, умышленная порча товара, некорректное приходование, сговор с покупателями, хищение денег кассирами и т.д.
     На предприятиях розничной торговли во всем мире применяются два принципа работы с персоналом:
     1.      — создание команды;
     2.      — ротация работников низких должностей.
 
    Дело в том, что за месяц каждый сотрудник приобретает навыки хищений и его сложно разоблачить. Практика показывает, что процедуры учета и контроля у администрации большинства магазинов примитивны и поверхностны. Введение каких-то контрольных мер перекрывает одну-две схемы хищения, что в свою очередь порождает появление двух других. Набираясь опыта, от банального воровства люди переходят к сложным схемам мошенничества. Приведу свежий пример такого «изобретательства». Несколько заведующих магазинов, объединенных одной торговой маркой, организовали небольшую торговую точку в пригороде и часть своего товара с прихода отправляли туда на продажу. Заранее зная, где и когда будет проходить инвентаризация, они на это время перемещали недостающий товар. Поэтому ротация порой выгодна магазину.
     С другой стороны командный дух и длительная работа в коллективе позволяет разработать системы мотиваций и повысить уровень сервиса. Если работники чувствуют, что их уважают, считают членами команды, они отождествляют свои личные цели с задачами фирмы. Кража у работодателя становится эквивалентом кражи у самого себя или у своей семьи. Некоторые торговые предприятия, например американские Home Depot или Toys»R»Us, или сеть супермаркетов в Татарстане АО «Боровецкое» предлагают своим работникам приобретать акции компании. Как правило, уровень потерь на таких предприятиях очень низкий. При этом команда является порой опасной с точки зрения зарождения в ней профсоюзных наклонностей, она способна диктовать условия. Поэтому, одним из оптимальных способов является ротация персонала в первый год работы магазина и создание команды в дальнейшем.

Опасные участки


     Нечистых на руку продавцов прежде всего интересуют складские помещения. Легче всего совершить то преступление, для которого не требуются сообщники. С этой точки зрения проще съесть что-либо из товаров продуктового ассортимента, когда никто не видит. Или, пользуясь отсутствием контроля за входом и выходом сотрудников, просто вынести товар на себе. Или можно сначала припрятать товар, а затем вынести его из магазина, предварительно договорившись с охраной. Поэтому товар более всего «беззащитен» на этапе хранения, то есть при нахождении его в кладовых, в фасовочных и т.п. помещениях. А сколько возможностей открывается у сотрудников при хищении товара в сговоре с поставщиком товара (экспедитором), покупателем, кассиром, контролером или охранником — трудно себе представить.

     Не менее привлекательным выглядит участок пути, по которому товар доставляется со склада в торговый зал (кстати, сам по себе торговый зал в этом плане не столь интересен).
Что делать?

     Как свести потери к минимуму? Специалисты советуют установить видеокамеры на складе таким образом, чтобы просматривался возможный путь выноса товара. Будучи директором, вы можете установить монитор в своем кабинете. Необходимо также оснастить складские помещения системами контроля доступа.
     Возможно, следует ограничить число лиц, ответственных за выдачу товара; ну и, конечно, вести его учет. Кстати, современные системы контроля доступа позволяют руководителю предприятия всегда быть в курсе того, кто именно приходил на склад и как долго там находился. Кроме того, если произошел несанкционированный доступ или кто-либо из сотрудников, не имеющих на это права, попытался (пусть и неудачно) проникнуть на склад, система зафиксирует это и «доложит» вам о случившемся.
Наконец, необходим простой учет товара. И если наличие видеокамер и монитора имеет исключительно психологический (читай, отпугивающий) эффект, то все остальные меры носят чисто практический характер.
     Похитить товар может и нечестный кассир, причем не сходя с рабочего места: для этого ему достаточно договориться либо со знакомым покупателем, либо с кем-то из коллег. Можно, например, оставлять не проведенный по кассе товар в камере хранения или просто пробить один товар, а отпустить другой — более дорогой. Остальное — дело техники: в прямом и переносном смысле слова.
Что в таком случае делать вам как руководителю или хозяину предприятия? Установить видеосистему контроля кассовых терминалов. Она позволяет сопоставить информацию, зафиксированную кассовым аппаратом, с видеозаписью того, что действительно происходило на терминале. Естественно, если хищение имело место, то выявить его легко, просмотрев все операции по выбранным товарам или кассирам.
     Второй путь решения проблемы — совмещение работы сканера с деактиватором этикеток, что позволит предотвратить вынос товара в случае, если он не будет «просканирован» или если кассир не выбьет чек. Третий способ — научить кассиров работать с деактиваторами и предупредить их о том, что товар защищен до тех пор, пока не считан штрих-код. Наконец, можно сделать так, чтобы при выключении деактиватора сигнал тревоги поступал на видеосистему.
Еще один проверенный антикражный прием — «тестовые закупки». Предупредите кассиров, что они будут совершаться, например, каждый час. Затем не знакомый кассиру человек — «контролер» — набирает в тележку покупки и встает в очередь в кассу, со стороны наблюдая за тем, как работает кассир. Такой метод позволит убедиться в профессионализме последнего, а заодно, если вы подозреваете кого-либо из покупателей в сговоре с кассиром, проверить, насколько обоснованны ваши сомнения в честности своего сотрудника. Если вы опасаетесь, что товар могут похитить складские рабочие или приемщики, профессионалы рекомендуют воспользоваться тем же алгоритмом, что и в ситуации с нечестными продавцами.
     А что делать, когда под подозрение попала охрана? Во-первых, нужно свести численность персонала, осуществляющего охрану, к оптимальному минимуму. Во-вторых, важно контролировать доступ охраны в те или иные помещения. В-третьих, стоит установить датчики движения в тех помещениях, за которые вы более всего опасаетесь, и запрограммировать эти датчики так, чтобы они контролировали обстановку и в случае возникновения нештатной ситуации могли поднять тревогу автоматически как раз тогда, когда персонал охраны предоставлен сам себе.

Нетехнические решения

     Итак, мы рассказали о вариантах предотвращения хищений, которые предусматривают приобретение специального оборудования. Однако существуют и менее затратные способы защиты товаров от краж. Так, например, можно выдавать премию, пропорциональную снижению потерь. Или ввести систему скидок для собственных сотрудников. Другой вариант: при приеме на работу предупредить претендента на вакансию о том, что сотрудника, уличенного в краже, немедленно увольняют со всеми вытекающими из этого последствиями. Действенным методом может оказаться и предупреждение о функциональных возможностях систем видеоконтроля и электронной защиты.
     Существует еще один путь — проверка персонала при выходе с работы. Так, например, можно утром впускать персонал через служебный вход, а по окончании смены выпускать через систему защиты товаров от краж — причем в обязательном порядке. Но это самая простая схема. Есть и другие, куда более интересные. Так, например, на одном из петербургских предприятий торговли придумали своеобразную лотерею с элементами процедуры допинг-контроля в спорте. Процесс проверки выглядит следующим образом: по окончании смены весь персонал тянет шары. Белый — сродни «зеленому коридору» на таможне, который освобождает от досмотра, а черный означает тотальную проверку.
Конечно, при определенной доле везения можно не попасться никогда. Но ведь цель метода — не столько выявить расхитителя, а сделать так, чтобы сотрудник, предпочитающий не платить за товар, а вынести его, не совершил кражу из боязни быть пойманным за руку...
 

    Правда, специалисты уверены, что подобные методы — наименее эффективный способ предотвращения хищений собственными сотрудниками. И вообще, самое лучшее средство — грамотная кадровая политика. Иными словами, главное — принимать на работу только честных людей. Возможно, это и не просто, но вполне реально...

Об авторе:
Юрий Кирсанов      Источник: Best of security

(495)221-06-54, (495)101-28-18
Copyright ©Секрет сервис – оборудование для видеонаблюдения,
системы контроля доступа, замки cisa, диспетчерская связь, видеодомофоны

Телефон: (495) 221-06-54
Email: info@secrets.ru

Дизайн сайта —
Orangeonweb.com
Верстка и программирование —
Центральная Студия Интернет Дизайна
О компании Оборудование Статьи Услуги Контакты Форма запроса Карта сайта

Яндекс.Метрика